Плыть или не плыть? Вот в чём песок

Пятно хаоса

haoslightsХаос – беспорядочность, неразбериха. Гармония – упорядоченность, понимание связи между причинами и следствиями.

В чем у этих двух, казалось бы, противоположных понятий есть общего? Относительность!

Когда я только учился различать буквы и складывать из них слова, я видел примерно то, что изображено на картинке справа. Но со временем, буквы складывались в слова, а слова в фразы. И тогда в символьном хаосе появилась гармония.

И так каждый раз, когда я чему-нибудь учусь я начинаю понимать взаимосвязь между вещами и обретаю чувство гармонии, какого-то внутреннего спокойствия. Вот почему пожилые и мудрые люди внешне нам кажутся спокойными, когда для нас время рвать волосы на голове.

Чтобы не перегружаться, мозг чаще всего работает в режиме экономии энергии и использует ближайшую по смыслу цепочку информации для данного контекста. Иначе говоря, что первое проходит в голову, тем и руководствуемся, даже если это не подходит. Визуально эти процессы можно представить как доску Гальтона.

http://www.youtube.com/watch?v=6YDHBFVIvIs

Шарик – это единица информации или импульс, который бежит от нейрона к нейрону проходя миллионы синапсев. Плывёт он по пути наименьшего сопротивления и касаясь нужных нейронов (преграды на пути шариков) попутно затрагивает много соседних нейронов и запускает новые волны импульсов, создавая тем самым помехи. В большинстве своём, мы не придаём помехам особого значения и поэтому легко проводим мысль через ключевые идеи.

Всё же отвлечься от важного мы способны из-за помех, которые нам становятся интересными. Сместив фокус внимания на эту помеху, мы тем самым перестаём подпитывать важную мысль и направляем энергию на помеху.

Такие помехи накладывают ограничения на мое поведение, потому что я не даю себе времени обдумать всё, чтобы сделать взвешенное решение (глянуть фильм, или почитать книгу; ответить грубо или спокойно выслушать). Любое мое решение изначально будет восприниматься мной как верное, и станет неверным после того как будет найдено новое, более подходящее, на мой взгляд.

Несмотря на вполне работающий фильтр от помех, я все равно отвлекаюсь. Ведь много интересных помех. Почему?

Есть, кэп!

Как бы мне не хотелось чтобы мир состоял из простых и раздельных друг от друга объектов, таковым он не является. Упрощение до объектов действительно помогает людям находить друг с другом общий язык и понимать, что мы друг от друга хотим.

Эта же простота легко уводит нас от мысли к мысли, проявляя каждый раз все новые картинки в памяти. С этим можно жить, но иногда это создаёт сильное желание пережить прошлое.

Даже сейчас когда я пишу эту статью, меня часто одолевают разного рода мысли и атакуют ассоциации, уводящие далеко от сути, которую я хочу донести до читателя.

1416829571Чтобы читателю было понятно всё вышеизложенное, я придумал простую модельку. Представьте себе большую сетку (для ограждений), в которой каждая клетка – это единица информации. К ней присоединены еще 6 других клетки со всех сторон. Каждая по контексту связана, но несёт в себе другую единицу информации.

Как бы я не хотел сфокусироваться только на ней, в поле моего фокуса внимания попадают все соседние звенья. Каждое по-своему интересно и содержит целое море новых соседей. Стоит на секунду переключиться на соседа, как фокус внимания начинает плыть в новом направлении.

Корабль по имени “Фокус внимания” набирает скорость и уносится от задуманного мной курса так же легко, как целлофановый пакетик от сильного порыва ветра. Где, черт возьми, капитан этого судна?lizzie_may_-00-00

АА!! Капитан же я!

Чтобы достичь цели от меня требуется как можно чаще задавать самому себе вопрос “Занимаюсь ли я тем, что приведёт меня к первоначальной цели?”.

Осознание собственной ответственности за достижения моих целей, как за соблюдение капитаном проложенного курса, учитывая волнение информационного океана, лежит только на мне.

Где вы видели капитана, который просто ждёт когда его корабль сам приплывет в нужную гавань? Волны и ветра отнесут его совсем в другие края.

И так. Мы постоянно находимся в потоке всего: мыслей, вещей, чувств. Есть ли способ сконцентрировать усилия ума на чём-то одном и не сбиться с пути? И как понять, на чём мне нужно фокусироваться, в каком направлении мне плыть?

Для помощи в достижении целей я составил небольшую “карту” для прокладывания курса.

Прокладывание курса

  1. Первым делом намечаем цель.
    • Куда нам нужно приплыть?
    • Чего хотим достичь?
      • Вопросы явно не простые. Ведь от выбора зависит столько! Аж страшно брать на себя такую ответственность. Но тут дело в том, что ответственность эта у вас уже есть. Она появилась с вашим рождением и никуда не денется до момента смерти. Принять её существование или всячески игнорировать – выбор за вами и только за вами. Неправильного выбора не существует, как не существует идеальной работы или партнёра для создания семьи. Что бы вы не выбрали для себя – вы сможете добиться значимых результатов, если сфокусируетесь на этом.
  2. Потом определяем когда.
    • Через сколько дней?
    • В каком году?
    • В какой день я скажу, что достиг своей цели?
  3. Далее по известным нам данным (кто-то уже прошёл путь и нарисовал карту) строим маршрут (план).
    • Учитываем при этом, что все повороты на карте (проблемы с которыми мы планируем столкнуться) это то, на что наткнулись авторы карты:
      • Это вовсе не значит, что мне обязательно придётся пройти все те же повороты. Возможно где-то я пройду больше, где-то меньше, потому что мой ранее пройденный путь накладывает свои корректировки на планирование и прохождение маршрута.
    • Учитываем скорость. Она у нас индивидуальная:
      • Как бы не хотелось обогнать всех и стать, например, миллиардером уже через год, у меня свой темп. Большая скорость только уведёт меня с моего маршрута на первом же повороте.
  4. Далее определяем, что на этом маршруте может нам помочь держаться курса (маяк).
    • Отмечаем на карте ориентиры помощники:
      • Напоминалки в нужное время, в нужном месте о предстоящем действии могут стать хорошими ориентирами. Использую для этого туду-листы и программы (todoist).
    • Помогаем себе компасом:
      • Напишем цель крупными буквами и повесим перед глазами. К 31 декабря 2015 году прочесть 50 книг, из них 5 художественных и 45 по личностному росту.
  5. Исключаем заранее известные помехи (отвлекающие и мешающие нам факторы).
    • Зрелища:
      • К примеру, я знаю, что много времени трачу на просмотр сериалов. Да они интересные, но в долгосрочной перспективе что мне дадут эти сериалы? Кроме кратковременного впечатления – ничего. Я не извлекаю из них никаких уроков, хотя мог хотя бы смотреть на английском языке.
    • Интернет-тупка:
      • Смотрю ролики на youtube
      • Залипаю в соц сетях
    • Находим ответы на вопросы:
      • Что забирает у меня много времени?
      • О чём из того, что делаю сегодня я завтра уже забуду?
      • Что ни на шаг не приближает меня к целям?
      • Готов ли я ради целей пожертвовать сиюминутными удовольствиями?
  6. Определяем следующий шаг и переходим к действию. Поднимаем паруса и направляем корабль к первой контрольной точке.

Максим Стоун

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.