Рецензия на “Человек в поисках смысла” Виктора Франкла

Viktor_Frankl__Chelovek_v_poiskah_smyslaНайдет ли свой покой воин, путешествующий от битвы к битве? Неужели только после клинка последнего врага? Вопросы о смысле его жизни могут стать хуже отравленной стрелы, поглощающей в страхе умереть так и не постигнув сути бытия. Существует ли лекарство и где его искать? Под каким чудо деревом?
Не даром издавна мудрецы интересовались мотивами и поступками людей. Самые мудрые постигали правду через изучение самих себя. Наши современные душевные лекари многое знают в теории, но что они знают о настоящих душевных муках ищущего смысл самурая?

Только тот кто взглянул по ту сторону безумия и бессмысленности стал обладать ценнейшим опытом. Я давно искал такого мастера и нашел на книжной полке. Он ждал, когда кто нибудь обратит на него свое внимание, хоть на секунду отвлекшись от душевных терзаний. Имя мастера –  Виктор Франкл.

Становится все более важно привести самого психоаналитика к осознанию своих часто бессознательных представлений о человеке. Психоаналитик должен понимать, насколько опасно оставлять это неосознанным. Во всяком случае, единственный способ для него сделать это — осознать, что его теория исходит из карикатурного образа человека и что необходимо внести в него коррекцию. Именно это я пытался сделать в экзистенциальном анализе и логотерапии: не заменить, но дополнить существующую психотерапию, сделать исходный образ человека целостным образом истинного человека, включающим в себя все измерения, и отдать должное той реальности, которая принадлежит только человеку и называется «бытием».

800px-Viktor_Frankl2

Виктор Франкл не простой психотерапевт, основавший логотерапию. Это человек побывавший в концлагере Освенцим, где умирало и погибало тысячи людей. Сам был на краю и мог умереть в любой момент. Потерял всех своих родных, кроме сестры. Он буквально соприкасался со смертью, видел как люди “умирали” еще до самого факта смерти. И наблюдая за теми, кто выдержал все ужасные испытания, смог найти ту тонкую нить, соединяющую человека с жизнью.

Этой нитью, по мнению Виктора, является смысл.

Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

Спасибо, Вам, Виктор, за то что справились и дожили до этих моментов! И оставили такое великое наследие.

Как вы думаете, почему темпы жизни растут? Просто результат прогресса? А для чего же мы прогрессируем? Не для того ли, чтобы освободить время для чего-то более важного и осмысленного? Виктор напоминает нам о нашем стремлении к самореализации, о стремлении постичь смысл своей жизни. Скорость позволяет отвлечься от внутренней пустоты, которую Франкл называет еще экзистенциальной фрустрацией.

…скорость нашего времени не является, как часто считают, причиной заболеваний. Наоборот, я считаю, что присущие нашему времени высокий темп и спешка, скорее, представляют собой безуспешную попытку излечить самих себя от экзистенциальной фрустрации. Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он ускоряет ее темп.

Помню когда у меня было много идей, которые просто зажигали во мне целый вихрь мыслей и идей я вместо того, чтобы сесть и записать их (освободить мозг) я наивно пытался уснуть. Знакомая картина? Желание уснуть только усиливало приток мыслей. В итоге только когда я смирился с мыслями, решил их хорошенько обдумать, может быть даже записать что-то, только после этого меня вырубает.

Есть люди страдающие бессонницей. Они беспокоятся о том факте, что им не удаётся поспать. Что им делать? Виктор поясняет, что само стремление “поймать” состояние сна является ловушкой:

Чем врачи могут помочь пациентам, борющимся с лишающим сна тревожным ожиданием того, что за всю ночь так и не удастся заснуть? Этот страх может разрастись до так называемого страха постели: человек с нарушенным сном весь день чувствует себя усталым. Едва, однако, приходит время ложиться спать, его охватывает страх перед очередной бессонной ночью, он становится беспокоен и возбужден, и это возбуждение уже больше не дает ему уснуть. Этим он совершает самую большую из возможных ошибок: он подкарауливает сон. С напряженным вниманием он судорожно следит за тем, что происходит внутри него; однако чем сильнее он напрягает свое внимание, тем труднее ему расслабиться настолько, чтобы заснуть. Ведь сон — это не что иное, как полное расслабление. Человек сознательно стремится ко сну. Но ведь сон-это не что иное, как погружение в бессознательность. А любые мысли и мечты о сне способны лишь помешать заснуть. Лишить силы страх ожидания бессонной ночи мы можем, лишь убедив пациента, что организм всегда получает то минимальное количество сна, которое ему безусловно необходимо. Это человек должен знать, и на основе этого знания у него должно возникнуть доверие к своему организму.

Честно признаюсь – книга сложная. Было не просто разобраться в терминологии. Текст не адаптирован под неосведомлённого читателя. Поэтому если вы не знакомы с трудами Альфреда Адлера или Зигмунда Фрейда, то несколько глав книги будут трудны в понимании.

В начале книги Виктор показывает ненадёжность психоанализа, основанного на принципах получение удовольствия. Он показывает однобокость подобного подхода. Будто мы смотрим на тень от сложной фигуры и интерпретируем фигуру как простую, в то время как она намного сложнее.

Не думал когда-нибудь, что пойму термин “парадоксальная интенция”. Что за зверь? Допустим вы заикаетесь. Почему? Виктор утверждает, что это из-за стремления говорить идеально. Зацикливание на правильно сказанной речи в итоге оборачивается для Вас проблемой и в результате вы сами себя тормозите. Но, стоит зациклиться на обратном – на том, чтобы говорить с самым сильным заиканием, как тут же оно прекращается (взято из книги). Ниже приведу пример из этой же книги, но с “потеющим” пациентом:

Спенсер Адольф М. из Сан-Диего (Калифорния) пишет нам: «Через два дня после того, как я прочел Вашу книгу „Человек в поисках смысла“, мне представился случай подвергнуть логотерапию проверке. В университете я посещаю семинар по Мартину Буберу, и во время первого занятия я активно выступал, считая, что должно быть сказано прямо противоположное тому, что говорили другие. Вдруг я почувствовал, что сильно потею. Как только я это заметил, у меня начал возникать страх, что другие тоже могут это заметить, после чего я стал потеть еще больше. Внезапно мне пришел в голову случай с врачом, который консультировался у Вас по поводу своего страха перед потовыделением, и я подумал, что ведь у меня, по сути, такая же ситуация. Я не очень высокого мнения о психотерапии, и в особенности о логотерапии. Тем более, однако, эта моя ситуация показалась мне уникальной возможностью испытать на деле парадоксальную интенцию. Что Вы посоветовали тогда Вашему коллеге? Для разнообразия ему было рекомендовано постараться продемонстрировать людям, как хорошо он может потеть, как написано в Вашей книге. „Пока из меня вышел лишь 1 литр пота, теперь же я хочу пропотеть на 10 литров“. И продолжая свое выступление на семинаре, я сказал самому себе: „Ну-ка, Спенсер, покажи хоть раз своим коллегам, что значит потеть! Только по-настоящему, не так, как сейчас. Ты должен потеть намного сильнее!“ Прошла пара секунд, не больше, и я заметил, как высыхает моя кожа. Я не мог не рассмеяться про себя. Ведь я не был готов к тому, что парадоксальная интенция подействует, и к тому же немедленно. Черт подери, сказал я себе, в этом, должно быть, что-то есть, в этой парадоксальной интенции, — она сработала, причем я ведь так скептически отношусь к логотерапии».

Чем больше я хочу узнать смысл своего существования, тем больше я пугаюсь той пустотой в ответ и делаю вывод, что и смысла нет. Как я смог для себя понять, ради чего мне стоит чего-то добиваться в жизни? Потому что сам процесс делает мою жизнь осмысленной. Франкл очень хорошо описал мысль о том, что смысл – в действии, приведу лишь краткую цитату:

Самая большая ошибка, которую мы можем совершить в жизни, — это почить на лаврах. Никогда не следует довольствоваться достигнутым. Жизнь не перестает задавать нам все новые и новые вопросы, не позволяя нам остановиться. Только самоодурманивание делает нас нечувствительными к постоянным уколам совести, которые посылает нам жизнь. Стоящего неподвижно обходят; довольный собой — потерян. Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым, каждый день, каждый час требуют от нас новых свершений.

И не стоит переживать потому что ищешь смысл жизни. Это не болезнь и не уникальный случай. Это – важная часть человеческого бытия, без которой человек не становится ответственным и действующим. Если вы ищите смысл – у вас есть все шансы раскрыть для себя грани смысла именно вашей жизни. Те же, кто опустил руки и решил, что раз смысл постичь невозможно, значит его не существует – лишают себя великих открытий, радости и достижений, которые уже для него стали “киношными”.

Поиски смысла жизни сами по себе не есть патологический феномен. Что касается молодых людей, то это-их прерогатива: не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задуматься над этим. И когда мы хотим предложить первую помощь в случае экзистенциального вакуума, мы должны начать с этого убеждения. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего это проявление интеллектуальной искренности и честности.

Я бы процитировал всю книгу, так много мудрых, светлых мыслей. Я горжусь тем, что прочитал её! Не рекомендую ждать от неё простоты в повествовании, но если вы осмелитесь всё же её прочесть – Вам откроется очень яркий лучик света, бьющий на многие годы вперёд и освещающий вам дорогу, по которой вы следуете.

Напоследок, еще одна замечательная цитатка о том, почему не стоит мгновенно делать выводы о человеке по его внешнему виду или поведению:

Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение. Если мы оцениваем какого-то конкретного индивида как представителя определенного человеческого типа, нам даже не требуется сколько-нибудь подробно рассматривать данный индивидуальный случай, и это оказывается весьма удобным способом такой оценки. Это столь же удобно, как и, к примеру, оценка автомобиля по его марке или типу салона. Если вы сидите за рулем автомобиля какой-то определенной марки, вам хорошо известны собственные возможности в связи с этим. Если вам известна марка пишущей машинки, вам легко представить, что от нее можно ожидать. Даже породу собаки можно для себя выбрать подобным образом: пудель будет иметь совершенно определенные черты и определенные наклонности, у волкодава они будут существенно другими. Только в случае с человеком такие вещи «не проходят». Отдельный человек не детерминирован своим происхождением; его поведение нельзя вычислить, исходя из его типа. Такой расчет никогда не будет точным, никогда не «сойдется нацело» — обязательно будет какой-то остаток. Этот остаток и выражается в свободе человека избегать ограниченных рамок собственного типа. Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек. Чем более стандартизована некоторая машина или устройство, тем они лучше; но, чем больше стандартизована личность, чем больше она «растворяется» в своем классе, национальности, расе или характерологическом типе, тем больше она соответствует некоему стандартному среднему — и тем ниже она в нравственном отношении.

Нашел где можно прикупить, если кому-то еще важно оплачивать труды авторов

Книга "Человек в поисках смысла" В. Франкл - купить книгу ISBN 978-5-458-36614-4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru Книга "Человек в поисках смысла" В. Франкл – купить книгу с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

 

Макс Стоун

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.