Рецензия на книгу “После трёх уже поздно” Масару Ибуки

BabyBook_coverУ вас уже есть дети или они пока в планах? Вы воспитываете или хотите воспитывать их также как воспитывали вас? Вы хотите, чтобы их жизнь была счастливее и интереснее вашей?

Некоторые современные семьи планируют детей, планируют жилье, планируют отпуска и прочее. А как вы планируете воспитывать своё чадо? Я решил задуматься над этим вопросом задолго до момента Икс и узнать разные мнения на этот счёт.

Как-то раз наткнулся на книгу Масару Ибуки и запомнил обложку с маленькой японской девочкой и надписью “После трёх уже поздно“. “Неужели действительно поздно?” – подумал я. И решил, что однажды прочту эту книгу.

Тогда еще я даже не подозревал, что автором книги является основатель всемирно известной компании Sony. Стало еще интересней.

С древних времён считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, — человек, а детёныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет — человеком или волком!

Стоит ли будущее наших с вами детей хотя бы небольших усилий? Чтобы постараться создать благоприятные условия для закладки фундаментальных основ в самом раннем детстве? Не знаю как Вам, а мне ответы на эти вопросы кажутся очевидными.

Получается, самым важным этапом развития ребенка это период от рождения до трёх лет. После трёх лет фундамент будет только укрепляться и останется только вовремя давать детям актуальный строительный материал.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

В современном мегаполисе и высоком ритме жизни не у многих найдется время для воспитания детей в таком раннем возрасте. Такая мысль промелькнула, думаю, не только у меня. Только насколько это правда?

Запомните, никакие суммы денег от вашей тяжелой работы не заменят родительской любви и заботы. Вы можете дарить и покупать детям все, что они попросят или в чём нуждаются на ваш взгляд, только это всё будет пылью и мусором через какое-то время. А ваше душевное тепло и искренняя любовь даст всё, чего на самом деле ребенок хочет добиться.

Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег. Родители часто возражают мне: “У меня нет ни денег, ни времени столько заниматься своим ребёнком. Ваши идеи для тех, у кого всё это есть”. Воспитание ребёнка — это вовсе не вопрос времени и денег.Конечно, есть немало родителей, которые водят ребёнка на уроки музыки или иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых. Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки музыки или языка — это не единственный способ развить задатки вашего ребёнка. Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных — талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в родительской любви и старании.

Ваших родителей, полагаю, никто не учил воспитывать вас. Они учились на ошибках и у своих родителей. А они у своих. Мы все будем наступать на те же грабли, что наступали наши предки. Можно ли как-то научиться быть эффективным родителем? Решать вам.

Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребёнка, — пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребёнка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребёнка к обучению.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребёнка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Если вы не поверите в возможности своих детей, то как они смогут это сделать сами? Для этого здорово было бы начать с самих себя. Поверьте, что вы самый лучший родитель во всей вселенной. Поверьте, что вы можете быть превосходным примером для своих детей! Вы первые люди, которых увидит и сопоставит с собой ваш малыш. Для него вы – Адам и Ева. И всех людей, встречающих в своей жизни он будет обязательно сравнивать с вами.

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребёнка. Конечно, малыш ещё не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из её главных задач. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни один родитель не считает, что он обучает ребёнка родному языку. Тем не менее, общение с родителями побуждает ребёнка учиться говорить, хотя это и не называется образованием.
Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребёнку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе “образование”. Обучение ребёнка различным навыкам — это только одна сторона образования.
Когда у ребёнка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребёнка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги “Великие мира сего” немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги — они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: “Я хочу, чтобы ты стал великим человеком”. Им говорили иначе: “Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком”.

Если вы подумали, ну раз поздно, значит читать не буду. Ошибка!

55ADxYjHVXYВсе важные потребности остались в нас с детства. Мы всё также хотим заботы и любви от близких нам людей. Хотим внимания и признания. Хотим то, чего не хватило в детстве. Понимая это, мы сможем даже сейчас стать лучшими родителями для ваших детей. Пусть они уже взрослые, но для вас они все такие же маленькие и беззащитные. Начните относиться к ним, как к лучшим детям на всём свете, существование которых уже само по себе счастье для вас. Не ждите от них ничего, и они сами к вам придут, обнимут и скажут: “Я люблю тебя, Мама! Я люблю тебя, Папа!”

Макс Стоун

Купить книгу можно здесь на Litres.ru

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.